Пятница, 07.02.2025, 06:41
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [19]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад по теме: "Использование межпредметных связей на уроках математики"
                Школьная математика – это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.                Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта ее роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, ее воспитательным потенциалом. К процессу школьного математического образования выделяются шесть основных требований:
·        развитие интеллекта;
·        связь с общечеловеческой культурой;
·        воспитательное воздействие;
·        увлекательность;
·        доступность.              
 Осуществление межпредметных связей позволяет установить единство – основных направлений в деятельности учащихся: умственного, эмоционального и волевого. Исходной позицией реализаций межпредметных связей в процессе изучения математики является выделение конкретных разделов, тем и отдельных уроков, позволяющих наиболее эффективно и педагогически целесообразно осуществлять межпредметные связи в процессе раскрытия содержания ведущих идей.       В современных условиях проблема реализации межпредметных связей приобретает особую актуальность. Это вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, научно – технический прогресс требует увеличения объема информации, сообщаемой учащимся, что в свою очередь приводит к необходимости внесения качественных изменений в содержание образования. Во-вторых, ширится процесс интеграции наук, появляются новые дисциплины, требующие умения комплексно применять знания из различных предметов. Усиление внимания к проблеме межпредметных связей способствует формированию мировоззрения, развитию интереса к учебе.     Что, значит, реализовать в преподавании межпредметные связи курса математики? Это в первую очередь создать запас математических моделей, которые описывают явления и процессы, изучаемые в различных дисциплинах. Такими моделями являются основные понятия математики: величина, число, функция, фигура, уравнение, производная, интеграл и др. Например, производная является математической моделью различных физических, химических, биологических понятий, таких, как скорость механического движения, скорость протекания реакции, сила тока как скорость изменения количества заряда, скорость размножения бактерий и др.     К математическим моделям прикладных задач относятся важнейшие математические задачи: найти решение алгебраического уравнения, найти наибольшее и наименьшее значение функции, найти решение дифференциального уравнения, удовлетворяющего некоторому начальному условию, найти закон распределения случайной величины и др.              Во-вторых, реализовать межпредметные связи – это значит сформировать те знания и умения, используемых в общетехнических и специальных дисциплинах. Речь идет, например, о привитии учащимся умений исследовать функции, решать уравнения, неравенства, системы, выполнять тождественные преобразования, пользоваться вычислительными средствами и др. При этом формировании соответствующих навыков целесообразно проводить с учетом их использования в математических моделях, рассматриваемых в смежных дисциплинах.                Например, навыки решения уравнений широко применяются в курсах физики, технической механики и других для выражения одних величин через другие из соотношений их связывающих. Поэтому соответствующая система упражнений в курсе математики должна содержать и такие уравнения. Другой пример. При  изучении функции и их графиков в курсе математики следует уделять должное внимание функциям, описывающим процессы, изучаемые в других дисциплинах. Например, показательная функция показывает рост живых организмов в биологии.             
                В третьих, реализовать межпредметные связи – это, значит, научить учащихся строить и исследовать простейшие математические модели реальных явлений и процессов, характерных для специальной подготовки учащихся. Другими словами, следует научить учащихся переводить задачу на язык математики, интерпретировать результат ее решения на языке реальной ситуации, проверять соответствие полученных и опытных данных. Ярким примером, иллюстрирующим этот процесс, является решение следующей баллистической задачи. Телу на Земле сообщили начальную скорость (V0), направленную под углом (альфа) к ее поверхности. Найти траекторию движения тела и вычислить расстояние между точкой выброса и точкой падения тела.Создание математической модели, описывающей движение рассматриваемого тела, требует четкой формулировки представлений о ходе явления и о действующих в нем связях. Другими словами, необходимо выделить предположение, позволяющие построить математическую модель на уровне имеющихся у учащихся физических знаний. Такими предположениями являются следующие:
1.     Земля – инерциальная система отсчета.
2.     Ускорение свободного падения постоянно.
3.     Земля плоская.
4.     Сопротивлением  воздуха можно пренебречь.
5.     Тело представляет собой материальную точку, скорость движения которой невелика.
                 Использование математики в вопросах прогнозирования, надежности, оптимизации настоятельно требует формирования у учащихся навыка оценивания применимости математической модели и достоверности результатов, полученных на ее основе. Реализация межпредметных связей существенно зависит от последовательности изучения материала. Может оказаться, что к моменту овладения каким-то математическим понятием или навыком учащиеся изучили материал из другой дисциплины, для которого применим рассматриваемый аппарат. В этом случае следует на уроках математики уделить внимание приложениям полученных математических знаний в соответствующем материале смежной дисциплины. Тем самым будут углублены знания по этому предмету и подготовлено применение приобретенного навыка в аналогичных ситуациях в других дисциплинах. Например, изучив исследование функций с помощью производной, можно на уроках математики поставить задачу о нахождении сопротивления внешней нагрузки, при котором мощность электрического тока, отдаваемая источником, будет максимальной.             
                 Возможен и другой вариант. Приложение изученной математической теории или вопроса в конкретной дисциплине не могут быть рассмотрены на уроках математики, так как к этому времени учащиеся не владеют соответствующими понятиями, фактами из этой дисциплины. Однако и в данном случае следует вооружить учащихся необходимыми знаниями и навыками в объеме и форме, пригодных для приложений. Нужно отчетливо представлять, что это есть один из важных путей реализации межпредметных связей.Таким образом, есть три основных пути реализации межпредметных связей курса математики:
1.     Разрабатывается математическая модель и непосредственно на уроках математики используется для исследования явлений, процессов, изучение которых начато в других дисциплинах.
2.     Готовиться математическая модель, которая будет использована в дальнейшем при изучении других дисциплин.
3. Математический аппарат применяется в других дисциплинах. 
               Сознавая важность и необходимость таких форм реализации межпредметных связей, как межпредметные задания, и межпредметные уроки, межпредметные конференции и т.д., получившие признание и распространение в последнее время. Нужно четко сознавать, что широкое внедрение этих форм является заключительным этапом решения проблемы. В настоящее время в первую очередь требуется, чтобы преподаватель осознал сущность межпредметных связей и, используя имеющиеся учебные средства, постоянно на уроках заботился о реализации связей с другими предметами.Эффективность этой работы требует творческого сотрудничества с преподавателями других дисциплин.Можно ли в преподавании математики учесть многообразие, специализацию математических моделей, используемых в общеобразовательном цикле дисциплин? Мы считаем, что в курсе математики должны быть разработаны и изучены все модели, применяемые в общеобразовательных дисциплинах.  
                    Таким образом, в процессе и средствах обучения необходимо различать межпредметные связи курса математики с общеобразовательными и специальными дисциплинами. Возможность реализации межпредметных связей закладывается в учебные средства, в основном в программу и учебник по предмету. Они позволяют, как правило, выработать необходимые для общеобразовательной подготовки знания и умения.На необходимость такой предварительной работы, учитывающей прикладную направленность преподавания и реализацию межпредметных связей, следует обращать внимание на составление рабочей программы по математике, в содержание которой включать вопросы такого типа: задачи, приводящие к понятию производной; дифференциальные уравнения; векторные величины. Кроме того, аналогичные указания содержат и методические рекомендации при подготовке к уроку по отдельным темам. Таким образом, успех в реализации межпредметных связей зависит от степени отражения этих связей в учебных средствах, от готовности преподавателей постоянно заниматься этой работой. Корректировать свои рабочие программы, находиться в постоянном поиске. А это, в свою очередь, требует от преподавателей математики знаний основ, по крайней мере, общеобразовательных дисциплин, использующих математический аппарат.                                  
     
Категория: Мои статьи | Добавил: Инна (20.12.2012)
Просмотров: 2527 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz