Семинар учителей математики
11.10.2010г.
Учитель математики И.В.Котова
«Компетентностный подход в обучении
математики»
В основе компетентностного
подхода лежит федеральный компонент государственного образовательного стандарта
основного (полного) общего образования по математике. В стандартах – результаты
обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников. Требования
структурированы по 3-м компонентам:
- Знать / понимать;
- Уметь;
- Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
При реализации
компетентностного подхода особое внимание нужно уделять на последний компонент,
который по нашему мнению направлен на компетентностный подход в математике в
основной школе.
Для
реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках
применяют различные педагогические технологии: проектную деятельность;
применение ИКТ; мозговой штурм; игровые технологии; модульное обучение и т.д.
Математическая грамотность учащихся
определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей
человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих
использование математики.
Компетентностный
подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в
будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и
общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим
действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее
нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения
подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким
образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического
характера (в том числе и предметного обучения).
Математическая
компетенция — это способность
структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения,
создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее,
интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая
компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для
решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Совокупность компетенций,
наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в
заданной предметной области, называют компетентностью.
Принято
три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень
установления связей, уровень рассуждений.
Первый
уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой
ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических
объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных
алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями
и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй
уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной
деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же
знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени.
Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо
использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах
присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают
установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче,
или установление связей между данными в условии задач.
Третий
уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня.
Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и
творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из
разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма
действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто
требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать
полученные результаты.
В
едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех
уровней математической компетентности школьников.
Однако
компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и
навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое
качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных
характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять
полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
Для того, чтобы вести работу по созданию условий для
профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении
критериев успешности и компетентности педагогической деятельности, тех
ценностей, той модели, если хотите, того портрета учителя, к которому хотелось
бы стремиться. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и
самодиагностику.
Что такое компетентность в принципе? (Слайд
№3)
Компетентность учителя характеризуется
основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное
мастерство, это:
(Слайд №4)
·
Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование
профессионально значимых умений и навыков учителя;
·
Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он
обретает право учить;
·
Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического
общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных
норм поведения.
Рассмотрим педагогические критерии
компетентности учителя. (Слайд №5)
О работе учителя судят по
конечному результату, поэтому
Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, так
называемый ЗУН (знания, умения, навыки)
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и
навыков (ОУУН). Это:
·
Учебно-информационные
умения
·
Учебно-логические
умения
·
Учебно-управленческие
умения
Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет
осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.
Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.
Учитель – это т от человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием
успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого
является овладение теоретических сведений о различных методах и формах
преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить
эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения
своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.
Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так
называемой рефлексии. Учителя,
безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления
можно разделить на два вида:
·
Размышления,
претворенные в действие (т.е. придумал и
сделал)
·
Размышления по
поводу совершенных действий (т.е.
анализ совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны,
поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей,
импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям
работы в образовании.
Рассмотрим психологические критерии
компетентности учителя (Слайд №6)
«Настоящее образование – это
такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему
окружающему» писал Добролюбов.
1. Интерес, мотивация.
Что интересует моих учеников?
Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой
интересы проявятся естественным образом.
2. Сознательное обучение.
Нужно научиться воспитывать у
ученика требуемое отношение к учебе.
3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».
Правильное взаимодействие
учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает
формирование познавательных действий учащихся.
4. Учет индивидуальных особенностей ученика.
Воспитание внимания зависит
от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность
и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:
·
Как на уроке
создана установка быть внимательным;
·
Как использованы
внешние особенности наглядного материала
·
Как организована
смена видов деятельности
·
Как учитываются
возрастные особенности
·
Как организована
активность учащихся
Рассмотрим личностные критерии
компетентности учителя
(Слайд №7)
Специфической чертой
деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя.
Это означает, что личностные
особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность
·
интенсивность
эмоций, их устойчивость, глубина чувств
·
адекватность
эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
·
доброжелательность
реакции учителя на возбуждение
·
уверенность в
своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов
своего труда.
К сожалению, почти все
учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с
элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.
2. Выразительность речи.
Это качество характеризует
содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
·
общение с хорошей
литературой, искусством, природой
·
общение с
интересными людьми, любовь, дружба
·
общение – с самим
собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
3. Творческое начало
личности.
Учитель, как и писатель,
должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально,
поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках
скучно. И это приговор учителю!
4. Организаторские
способности.
Необходимы как обеспечения
работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора.
Дети любят разных учителей,
но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого
затруднения найдет выход.
Как часто, посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда,
какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель просто пошутил, посмеялся от души вместе с
ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все.
«Отсутствие у учителя чувства
юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети
не понимают учителя. Сознание того, что
дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из
которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.
6. Настойчивость,
дисциплинированность.
Под настойчивостью мы
понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца,
дисциплинированность же - это
сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Формирование компетентностей учеников обусловлено
реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных
методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является
довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно
очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта
на все случаи жизни, конечно не существует.
Потенциал,
например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его
влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют
основные задачи:
–
создание условий для развития и самореализации учеников;
–
усвоение продуктивных знаний, умений;
–
развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем
же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо
от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить
нижеприведенные правила:
1.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с
изучением предмета.
2.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный
ученик – завтрашний активный член общества.
3.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами
учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
4.
Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить
причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием
развивающего обучения.
5.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на
практике.
6.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные
задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
9.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого
ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым
уровнем знаний.
11.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности
развития.
12.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему
предмету.
13.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их
с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой
первоисточников и справочных материалов.
14.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной
необходимостью.
15.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится
всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти
полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга
педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического
опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это
то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели –
формирования и развития личности.
Целесообразно
соотнести возможности продуктивного обучения со спецификой каждой отдельной
группы компетентностей
Продуктивные
методики и технологии имеют естественный потенциал, реализацию которого можно
непосредственно связать с формированием основных групп компетентностей
учеников. Но абсолютно очевидно, что применением отдельного метода обучения или
реализацию определенной технологии полной мерой охватить формирование всех
групп компетентностей не возможно.
|