Самоанализ педагогической деятельности
Котовой Инны Владимировны учителя математики
второй квалификационной категории МОУ СОШ № 3
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…
Такова духовная и философская основа
нашей профессии и технологии нашего труда.
Чтобы открыть перед учениками искорку знаний,
учителю надо впитать
море света,
ни на минуту не уходя от лучей вечно
сияющего солнца знаний,
человеческой мудрости»
В.А. Сухомлинский
Я, Котова Инна Владимировна, работаю в МОУ СОШ № 3 г.Гуково учителем математики с 1998 года, сразу же после окончания Каменского педагогического колледжа. Поступила после окончания колледжа на 3 курс Ростовского Государственного Педагогического Университета, окончила его заочно в 2001 году. Имею 2 квалификационную категорию. Работая в 5 классе использую учебно-методический комплект Виленкина, в 8 классе Ш.А.Алимова, в 7 классе использую учебно-методический комплект Ю.Н.Макарычева. Как учитель математики повышаю свою квалификацию.
За последние пять лет прошла квалификационные курсы:со 2 ноября 2005г. по 2 декабря по теме: «Педагогические основы предпрофильной подготовки и профильного обучения» с 4 апреля 2005 г. по 13 апреля 2005 г. по программе: «Интернет-технологии для учителя-предметника»; с 28 февраля 2007г. по 3 марта 2007 г. по теме: «Внедрение современных информационных технологий в образование»; 10 декабря 2009 года прошла дистанционное обучение в НОУДПО «Институт «АйТи» по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения». Также являюсь лауреатом городского конкурса «Учитель года - 2006».
Правильно разработанной технологией обучения является та, при которой возникает сотворчество учителя и ученика; та, которая будет развивать и учителя, и ученика. Поэтому тема выбранной мной проблемы, над которой работаю пять лет: «Развитие познавательных навыков у учащихся на уроках математики».
Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к проектной работе, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне. В педагогической деятельности ставлю несколько задач: - дать учащимся качественное образование по математике; - раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося; - привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии; -использовать новые педагогические технологии; -развивать и укреплять интерес к математике. Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования. К сожалению, в нашей школе у учителя есть много проблем и трудностей. Контингент учащихся неоднороден, многие учащиеся не могут, в силу своих способностей, освоить базовый уровень подготовки по математике. Часто процент качества знаний резко зависит от подбора учащихся в классе.
Чтобы не сдерживать учащихся в развитии подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Стараюсь исключать из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.
С целью изучения наличия уровня мотивации и для укрепления активной позиции учащихся 5 - 9 классов, провожу исследование мотивов учебной деятельности. У каждого ученика своя мотивация, она может быть как положительной, так и отрицательной. На основе наблюдения за учащимися и проведенного анкетирования, мною был сделан вывод, что мотивация учащихся к учебной деятельности в основном положительно ситуативная или же отрицательная, т. е. учащиеся, приходя на урок, хотят получить хорошую отметку или же идут, потому что их заставляют родители. Моя задача как учителя была, прежде всего, попытаться сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, т.е. развивать и поддерживать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, следствием чего является удовлетворение потребности учащихся получать образование. В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и продолжению дальнейшего образования. В прошлом году мной была разработана программа по теме: «Подготовка к сдаче ГИА в новой форме по математике для учащихся 9 классов».
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ГИА и ЕГЭ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Исходя из вышеизложенного, я как учитель математики, ставлю перед собой следующую цель:· Формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по математике с использованием различных источников информации, в том числе информационно- коммуникационных технологий.В эту цель вливаются следующие задачи:ØРазвивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;ØНаучиться приобретать опыт поиска информации по заданной теме;ØПредоставить обучающимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности, развивать математические способности;ØФормировать положительную мотивацию к изучению математики;ØПознакомить учащихся с исследовательской деятельностью при выполнении простых и увлекательных заданий;ØФормировать всесторонне развитую социально зрелую личность обучающихся;ØРасширить понятие о роли математики в процессе познания человечеством окружающего мира; расширить кругозор обучающихся;ØРазвивать самостоятельность и оригинальность, самобытный творческий характер умственной деятельности. Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается прежде всего тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Следовательно, совершенствование форм и методов современного урока не может произойти без информатизации учебного процесса.Работая в этом направлении, я придерживаюсь следующей типологии урока. Организационная часть Использую как самостоятельный этап каждого урока. На этом этапе урока рассматриваю некоторые режимные моменты, сообщаю важную для учащихся информацию, касающуюся предмета или учебного процесса в целом. На данном этапе урока строим с учащимися учебное общение таким образом, чтобы каждый ученик мог выбрать для себя содержание, форму, вид урока, где он мог бы наиболее активно проявить себя.. На этом этапе совместно с детьми разрабатываем гибкий план урока, который включает в себя:üОпределение цели урока;üПодбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность каждого ученика;üВыбор формы оценивания, в зависимости от типа урока. Актуализация знаний На этом этапе предлагаю задания, которые выполняются очень легко в устной форме, а также позволяют учащимся вспомнить изученный материал, который необходим для рассмотрения новой темы. Например, при изучении в 7 классе темы «Координатная плоскость» с помощью презентации учащиеся вспоминают, где координаты встречаются в жизни В старших классах очень часто практикую такую устную работу при закреплении теоретических знаний, как задание типа «Вставь пропущенное слово», «Найди ошибку» Например, при изучении темы «Что такое функция», вставь пропущенное слово в предложение: Функцией называется некоторая …………., где У – зависимая ………., а Х – ………. переменная. Задания такого типа позволяют лучше усваивать теоретический материал. Такие задания я практикую во всех классах, в которых работаю. На данном этапе урока работает принцип коммуникативности, то есть создаются педагогические ситуации, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. На практике это происходит так: я предлагаю устную работу в трех видах. С помощью компьютерной программы, устно у доски, устно на месте, записывая только ответы в тетрадь. Каждому ученику предлагается выбрать для него приемлемую форму. Какие это дает результаты? Во-первых, нет бездействующих на уроке. Во-вторых, ребенок имеет выбор. В-третьих, устная работа приобретает элемент творчества. Изучение нового материала
Способ организации такого урока зависит от содержания нового материала, состава учащихся и задач, решаемых на уроке. Существует несколько форм изложения нового материала. Это и самостоятельное добывание информации, традиционная подача темы учителем, работа в группах и парах, поиск информации творческим путем и т.д. Использование информационных технологий при изучении новой темы позволяет сэкономить время на уроке. Например, при изучении темы «Буквенные выражения» в 5 классе¸ «Уравнения с одной переменной», в 7 классе учащиеся работают самостоятельно по слайдам в компьютерной программе. Изучение нового материала в такой форме позволяет сразу же апробировать полученную информацию. На следующем этапе идет устное изложение текста своему товарищу, затем коллективное корректирование текста. Обычно после взаимоконтроля, для подтверждения оценки, вызывается пара учащихся, которая воспроизводит изученный материал перед всем классом. Учащиеся задают вопросы, высказывают замечания, то есть происходит деловое общение. Я помогаю делать выводы, обобщения.Такой алгоритм позволяет лучше усваивать теоретический материал и приучает детей к самостоятельной работе с учебником.Еще одним из способов изучения новой темы является совместный творческий поиск истины. Это еще можно назвать проблемной ситуацией, которую я ставлю перед классом. Например, в 8 классе при изучении главы «Неравенства. Системы неравенств», перед учащимися ставится задача: самостоятельно систематизировать свои знания о выборе общего ответа при решении системы неравенств, и в ходе этой работы подвести учащихся к изучению числовых промежутков. Дети приветствуют такие уроки. Очень люблю начинать новую тему с творческого поиска, конечно, если это возможно. Отработка знаний и умений Для реализации этого, не менее важного этапа урока использую более разнообразные формы: работа в парах, фронтальная работа, дидактические игры, самостоятельная работа.Как организуется самостоятельная работа? Прежде всего - это деятельность в разного вида парах: статической, динамической, вариационной. Статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. Ее хорошо использовать при изучении нового материала, при проверке заданий с адаптацией.Динамическая пара – это малая группа за соседними партами (каждый работает с каждым трижды, меняя партнера). Ее использование возможно при изучении дополнительного материала. Общее задание делится между членами группы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому в разной последовательности. Затем следует совместная работа по обобщению и систематизации знаний. Взаимодействие учащихся осуществляется в три акта:
Вариационная пара- Каждый ученик готовит карточку с вопросами, заданиями по какому-либо блоку материала. На обороте приводятся решения заданий.В процессе такой работы развивается мыслительная и речевая активность, учащиеся свободно общаются друг с другом, происходит взаимообогащение, формируется умение выделять главное, делать обобщения высказывать гипотезы. Кроме этого, создаются условия для постановки и поиска путей решения проблемы.Отработка знаний и умений при творческом подходе с применение средств ИКТ дает хорошие результаты. Использование компьютера на уроке всегда вызывает большой интерес у учащихся. Дети готовят самостоятельно проекты, используя ресурсы Интернет. При изучении новой темы дети тоже готовят проекты в виде презентации, например, в 5 классе при изучении темы «Уравнение» ученицы подготовили презентацию на тему: «Откуда берет начало уравнение». Читая книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», я обратила внимание на такие его слова: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками, творцами урока». Игровые моменты на данном этапе урока хорошо вписываются в среднем звене. Это вызывает интерес у детей, что приводит к плодотворной работе на уроке. Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Можно даже взять банальное задание из школьного учебника и подать его как игру. Обычная форма задания: Функция задана формулой у= х+3, найдите значение функции при х=0,7;-5;3,1.Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у=х+3. На доске заготовлена таблица:
х у Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, подставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. А задача класса - «угадать» формулу, записанную в карточке.Контроль На уроках я использую следующие формы контроля:1. взаимоопрос;2. индивидуальный опрос;3. письменную работу;4. проверочные работы;5. фронтальный опрос;6. обобщающие самостоятельные работы. Все эти формы контроля позволяют своевременно скорректировать деятельность ребенка, тем самым предупредить неуспеваемость. На этих уроках учащиеся показывают, как они могут применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, помогать друг другу. Ведь очень часто задания на оценку «отлично» не рассматриваются на обычных уроках, тем самым учащимся предоставляется возможность самостоятельно найти способ решения такого задания, конечно же, опираясь на полученные знания.
Развитию самостоятельной учебной работы обучающихся способствует правильная постановка обучения самоконтролю. Важное условие для проведения самоконтроля – усвоение учащимися образов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащихся работ друг у друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения при выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. Опытом своей работы на данном этапе урока я делилась на городском методическом объединении учителей математики, показывая фрагмент урока алгебры в 8 классе по теме: «Решение неравенств и систем неравенств».
Итоги
Очень важным, и в тоже время сложным является момент оценивания работы каждого учащегося. Чтобы сформировать хорошие знания и умения, повысить эффективность уроков, необходимо осуществлять контроль. У учащихся нужно развивать здоровое честолюбие и способность критически подходить к себе. Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником; важно, чтобы учитель понимал своих учеников, был гуманен к ним. В обучении по данной системе присутствуют входной, выходной, промежуточный контроль. Все задания для контроля имеют разный уровень. Оценка, выставленная ученику, должна быть объективной. Оценку выполненной работы (вербальную и невербальную) даю так, чтобы она предавала учащимся уверенности в своих силах, свидетельствовала о небольших достижениях в учебной деятельности, настраивала на новую познавательную активность.
Я использую личный способ оценивания в сочетании с нормативным. Считаю, что оценочное воздействие в виде похвалы, одобрения, подбадривания положительно влияют на весь ход работы, регулируют его скорость и точность. Главная задача, которая стоит перед учителем - это дать ученику качественные знания. Всем известно, что математика сложный предмет и дается не всем в той мере, какой хотелось бы учителю. Мои обучающиеся показывают следующий уровень знаний: Абсолютная и качественная успеваемость за последние три года Учебный годПредметАбсолютная успеваемость в %Качественная успеваемость в %2007-2008Математика10046 Алгебра10050 Геометрия 100552008-2009Математика10046 Алгебра10048 Геометрия100482009-2010Алгебра10046 Геометрия10050 Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что качество знаний стабильно.Встречаются и трудности при применении данной технологии. В первую очередь трудность состоит в том, что она требует постоянной корректировки - в зависимости от уровня подготовки, как всего класса, так и отдельных учащихся. Но такая работа всегда направляет меня на творческий поиск. Учитель не должен останавливаться на достигнутом. Поэтому первоочередная задача, которую я ставлю перед собой – разработать поурочное планирование с применением средств ИКТ за весь курс алгебры с 7 по 9 классы.
И хочется закончить свой самоанализ словами китайской народной мудрости, которая актуальна во все времена и для ученика и для педагога:
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Автор самоанализа: И.В.Котова
Директор МОУ СОШ № 3: Н.Н.Матияш
|